Кто создал пластилин. Кто придумал пластилин. Пластилин в детском творчестве

, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен(ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей , произведений малых форм.

Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, является спорным. В Германии им считают Франца Колба (патент 1880 года), в Великобритании - Уильяма Харбута (патент 1899 года). Существует ещё одна версия создания пластилина, согласно которой это вещество придумал Джо Маквикер. Первоначально пластилин должен был использоваться для очистки обоев от пятен. Родственница Маквикера, работавшая в детском саду, получив посылку с пластилином, показала его детям, которые по достоинству его оценили, и через некоторое время пластилин стал использоваться повсеместно, вытеснив глину, которой раньше отдавалось предпочтение.

Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев. Для детского творчества желательно применение безопасного пластилина, изготовленного на растительной основе.

Состав и свойства пластилина

Для медальерных работ наиболее приемлем твердый пластилин марки Т, который состоит из петролатума (марки ПС) - 32 %, парафина (марки Т) - 8 %, канифоли сосновой (марки А) - 4,5 %, масла машинного (марки 45) - 3,97 %, белил цинковых (марки М-1) −4,8 %, каолина (марки Р-1-С) - 46,5 %, сажи газовой - 0,23 %, придающей пластилину серый цвет, сажа газовая может быть заменена окисью хрома для получения зеленоватого цвета (содержание масс компонентов пластилина дано в процентах).

Другой вид пластилина - мягкий, состоит из следующих компонентов: петролатума (марки ПС) - 38,7 %, парафина (марки Т) - 4,9 %, канифоли сосновой (марки А) - 1,067 %, масла машинного (марки 45) - 4,9 %, каолина (марки Р-1-С) - 49,9 %, окиси хрома - 0,5 %, сажи газовой - 0,039 %.

Второй вид пластилина - мягкий (марки М) - может быть пригоден для медальерных работ после добавления цинковых белил, которые отсутствуют в составе этого пластилина, для придания наиболее высокой твердости в пластилин может быть добавлена сера.

Кроме пластилинов, современные медальеры для моделирования используют восковую композицию, применяющуюся при прецизионном литье из бронзы и чугуна по выплавляемой модели. Эта восковая композиция состоит из 30 % пчелиного воска, 35 % парафина и 35 % стеарина. Кроме того, иногда медальеры работают и с огнеупорной глиной, которую потом обжигают.

Умный пластилин

Умный пластилин, или как его ещё называют - хендгам (дословно - ручная жвачка, англ.) - это вещество на основе силикона, на ощупь напоминает жевательную резинку , но обладает интересными свойствами тиксотропных жидкостей . За счёт этого он течет, рвётся, ломается и т. д. За счет других составляющих может ещё магнититься, светиться, менять цвет. Похожими свойствами обладает гудрон при относительно низких температурах.

Недостатки пластилина

  • Выцветание на свету
  • Прилипание пыли
  • Расплывание на жаре
  • Загрязнение рук вследствие работы с пластилином
  • Некоторые виды пластилина горят

См. также

Источники

  • Ватагин В. Как лепить животных // Художник. 1962, № 5. С.53-56.

Напишите отзыв о статье "Пластилин"

Ссылки

  • . .

Отрывок, характеризующий Пластилин

– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Игрушки для детей должны быть простыми. Всякие сложные машинки и самолетики, которые сверкают огнями и звенят музыкой, надоедают детям очень быстро. Что остается, что становится любимыми игрушками у малышей? Кубики, пирамидки, простые куклы... С ними можно возиться бесконечно. Да, еще акварельные краски и пластилин, которые раскрывают творческие способности, фантазию и учат работать руками...

Пластилин любят не только дети. Его используют скульпторы в качестве эскизного материала и для изготовления мелкой пластики. Пластилином пользуются дизайнеры (например, для создания моделей автомобилей). Пластилин в качестве материала освоили мультипликаторы. «Пластилиновую ворону» помните? Компьютерная игра-квест о пластилиновом мире The Neverhood появилась в 1996 году.

Пластилину уже более 100 лет. В 1897 году его придумал англичанин Вильям Харбутт, преподаватель школы искусств. Студенты школы занимались лепкой, в том числе из глины. Глина - материал тяжелый для учащихся. Во-первых, липнет к рукам. Во-вторых, быстро высыхает. Если что-то сделать не успел - уже не доделаешь. Начинай сначала. Харбутт придумал невысыхающую глину для лепки и назвал ее пластицином.

Но это англо-американская версия. Немцы утверждают, что пластилин (и само это слово тоже) придумал немецкий фармацевт Франц Колб в 1880 году и защитил свое изобретение патентом. Кстати, и промышленное производство пластилина начали в 1900 году в Германии.

Скорее всего, верна и та, и другая версия. Ведь невысыхающий материал для лепки можно приготовить различными способами. Пластицин Харбутта и пластилин Колба имели разный состав. Среди прочего пластилин содержит в своем составе стеариновую кислоту, вазелин и соли кальция. Ну, а поскольку пластилин уже давно используется, как главный строительный материал для детей, то его еще и окрашивают в самые разнообразные цвета.

Кстати, для тех, кому не хватает двух вариантов происхождения пластилина, имеется еще один. В 1950-х годах американский химик Ноах Мак-Викер (Noah McVicker) придумал легко деформируемый липкий состав, который предполагалось использовать для чистки обоев от следов угля. Но после Второй мировой войны дома стали отапливать газом, а не углем. К тому же бумажные обои стали заменять на моющиеся виниловые. Фабрика, производившая чистящее средство обанкротилась бы, если бы один из ее руководителей не услышал о том, что в соседней школе дети использовали производимое ими чистящее средство для создания красивых рождественских узоров и картинок. Он смог внедриться на новый перспективный рынок, предлагая свое изделие в качестве нового материала для детского творчества под названием Play-Doh. В первый же год (1958) объем продаж достиг 3 миллионов долларов.

Пластилин в первую очередь используют для того, чтобы обучать детей лепке. Мало того, что возня с пластилином очень нравится маленьким детям, эта возня обучает ребенка очень полезным навыкам, совершенствует ловкость рук и мелкую моторику. Кроме того, дети, продолжая работу с пластилином, начинают фантазировать и проектировать, что, несомненно, очень полезно для становления маленького человека.

Пластилин специально рассчитан на занятия с детьми. Поэтому его делают не только многоцветным, но и абсолютно не ядовитым. Даже если малыш проглотит кусок пластилина, на его здоровье это не скажется. И кишочки тоже не слипнутся. Многократно проверено.

Лепкой могут заниматься уже дети в двухлетнем возрасте. Сначала ребенка учат делать из мягкого пластилина «шарики» и «колбаски». Из таких «полуфабрикатов» дети учатся делать более сложные предметы: фрукты, животных, узоры и предметы. Это способствует развитию у детей комбинаторных и аналитических способностей.

Пластилин еще и оттого замечателен, что возможности его применения широки. При хорошо развитой фантазии творца - почти неограничены. Кроме лепки пластилин можно использовать для рисования, размазывая его по бумаге и процарапывая на нем линии. Дети среднего и старшего возраста могут научиться делать из пластилина чудесные скульптуры. Те, кого привлекает техническое моделирование, часто начинают создание моделей, вылепливая их из пластилина и продумывая каждую деталь что называется «руками». Можно слепить героев какой-нибудь сказки и разыграть представление. Ключевые моменты такого спектакля можно сфотографировать. Получится фотокомикс.

Вспомним слова В.И.Ленина из его труда «Материализм и эмпириокритицизм» о том, что пластилин так же неисчерпаем, как атом. И вооружившись этой светлой идеей, поищем в Интернете совета: что еще можно сделать из пластилина? Поищем и приятно удивимся, обнаружив большое количество сайтов и сообществ в социальных сетях, где не только дают советы, как и что можно сделать, но и выставляют просто замечательные работы, которые вдохновят и детей, и взрослых на новые творческие подвиги.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение. Актуальность: пластилин используют не только как материал для лепки детей, но и его используют в разных целях.

В детском саду, на уроках технологии мы работали с пластилином. Меня заинтересовала история возникновения пластилина, какой бывает пластилин, что можно сделать из пластилина.

Цель: Изучить историю возникновения пластилина, познакомиться с разновидностью пластилина, приготовление пластилина в домашних условиях и выполнить изделия из пластилина.

Задачи:

    Изучить литературу по данному вопросу.

    Провести практическую работу:

    Приготовление пластилина в домашних условиях

    Изготовление изделий из пластилина

    Сделать вывод о том, какой вид пластилина использовать для творчества детей.

Методы исследования : изучение литературы, наблюдения, практическая работа, анализ.

Гипотеза : пластилин не только материал для творчества детей, но и материал для производства.

Объект исследования : пластилин, как материал используемый в разных практических целях.

Предмет исследования: изделия из пластилина.

2.Литературный обзор

2.1. История изобретения пластилина

Пластилин - это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной».

Известно, что пластилин был изобретен преподавателем Школы искусств Вильямом Харбаттом в Англии в 1897 году (Приложение I. Рис.1). До этого для лепки использовалась исключительно глина, и Харбатт хотел обеспечить своих студентов таким материалом, который бы не высыхал при создании скульптур и мог быть использован многократно.

Вначале Вильям планировал использовать свое изобретение в образовательных целях. Но, увидев, какое удовольствие от пластилина получила его семья, принял решение о продаже пластилина, чтобы и другие дети могли ему радоваться. Название « Пластилин» придумывали всей семьей.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Тайланд.

В Германии изобретателем пластилина считают Франца Колба. (Приложение I. Рис.2). Пластилин по его рецептуре до сих пор продается под названием «Мюнхенский художественный пластилин».

С тех пор художники, архитекторы, инженеры и дети использовали тонны пластилина для создания самых разных вещей.

2.2. Изготовление пластилина

Изготавливают пластилиниз очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин. Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета (тот который был изобретен англичанином). Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.

2.3.Отличие пластилина от других материалов

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе (за исключением отдельных разновидностей), практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев.

Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

    1. Разновидности пластилина

Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте.

Разновидность пластилина: обычный детский пластилин, профессиональный скульптурный, плавающий, восковой, АРТ пластилин, шариковый, прыгающий, съедобный.

Скульптурный пластилин , как правило, бывает черного или темно-оливкового цвета, и продают его в больших брикетах. Его недостатком является сложность работы с ним: сначала с помощью взрослых необходимо отрезать ножом часть брикета, затем нагреть его в горячей воде в течение 15-20 мин. В процессе работы он более упругий, чем обычный пластилин, и достаточно скучного цвета.

Восковой пластилин. Состав воскового пластилина традиционный, но имеет усовершенствованную формулу - добавление большего количества натурального воска.

Воск — клейкое вещество животного или растительного происхождения, состоящее из эфиров, жирных кислот и других компонентов. Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. С глубокой древности использовался для лепки.

Восковой пластилин идеально подходит для детей.

Шариковый пластилин .

Отличительная особенность этого пластилина заключается в том, что он состоит из небольших мягких шариков поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен.

Арт-пластилин. Отличается тем, что затвердевает под воздействием тепла, например в микроволновой печи, духовом шкафу или в горячей воде. Бывает двух видов. Мягкий предназначен для плоского моделирования, создания аппликаций и картин. Твердый используют для создания объемных форм, каркасных кукол и игрушек.

Прыгающий пластилин, или«Жвачка для рук» - пластилин, способный принимать любую форму. Изобрели в Америке в 1943 году. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. «Умный пластилин» не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен, гипоаллергенен и целиком безопасен. В упаковке умный пластилин может храниться пять лет и при этом не потерять своих свойств. Плавающий пластилин . Настолько легкий, что слепленные из него фигурки не тонут в воде. С ним можно играть даже во время купания

Съедобный пластилин. Съедобный пластилин выпускается в основном зарубежными производителями и состоит из муки, растительных масел и огромного количества соли.

Съедобным такой пластилин называют формально. Им не отравишься, но особо и не поешь. Впрочем, для начинающих маленьких скульпторов, отправляющих в рот все предметы без исключения, такой вариант очень удачный.

    Применение пластилина

3.1. Пластилин в детском творчестве.

Лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, речи, воображения, пространственного мышления, учит быть аккуратным и внимательным, расширяет наш кругозор. Этот материал легко лепится к бумаге, дереву, пластмассе, картону. Поэтому пластилин - неиссякаемый источник для развития детской фантазии и творчества. Слепленная из качественного пластилина поделка не теряет свою форму и может долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств.

    1. Профессии, связанные с лепкой.

Профессии, связанные с лепкой: скульптор, гончар, военный, инженер, врач-ортодонт, мультипликатор.

Скульптор — художник или мастер, изготовляющий произведения скульптуры. Он создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т.д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье. (Приложение I. Рис. 3).

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работах, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине быстро сохнут. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Он переваривается, т.е. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.

Гончар. Гончара, горшечники - мастера, изготовляющие различные изделия из обожженной глины. Гончара занимаются обработкой, обжиганием глины для превращения её в предметы домашнего обихода, созданием керамики. Основным материалом для выделки всяких изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. (Приложение I. Рис.4).

Архитектор. Архите́ктор — специалист, который занимается, разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств. Архитектор может заниматься и расчётом конструкций зданий. Современный архитектор, в широком смысле — это создатель материальной части городской среды. Конкретно это могут быть отдельные здания, общественные комплексы, в некоторых случаях — целые поселки и даже города. (Приложение I. Рис.5).

Военный . Военные используют восковые рельефные карты, так как они обладают наглядностью, то есть дают возможность зрительно воспринимать пространственные формы, размеры и размещения изображенных объектов. К специальным картам, создаваемым для войск, относятся дорожные, аэронавигационные и ряд других. Карты с данными о поверхности дна морей, океанов и других водоемов называются морскими навигационными картами. (Приложение I. Рис.6,7)

Ортодонт. Врач-ортодонт изучает и лечит аномалии прикуса, положения зубов, формы зубных дуг, улучшает пропорцию лица, а также занимается профилактикой подобных нарушений. Изготавливает слепки зубов при протезиировании. (Приложение I I. Рис. 1).

Мультипликаторы. Мультипликаторы — художники, занимающиеся созданием мультипликации.Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы. (Приложение I I. Рис.2).

Инженер. Инженер — это специалист с высшим техническим образованием. Инженеры работают во многих отраслях народного хозяйства: на заводах, стройках, шахтах, в военном деле, авиации, транспорте, ведут разработки в научно-исследовательских институтах. Оказывается, инженеры тоже лепят. Это модели машин, приборов. Модель первого космического скафандра тоже была слеплена из пластилина. (Приложение I I. Рис.3).

    Практическая часть.

    1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином.

Работая, с пластилином я составила памятку работы с ним и предложила её одноклассникам.

1. Во время лепки нужно следить, чтобы пластилин не падал на пол или застелить пол газетами.

2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

3. После работы с пластилином следует вымыть руки с мылом. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.

4. Даже маленькие кусочки пластилина, оставшиеся от работы, не стоит выбрасывать, а следует складывать их в отдельный пакет или пластиковый контейнер, так как они могут пригодиться для другой поделки.

5. Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.

6. Наиболее успешные работы можно сфотографировать для домашней коллекции.

7. После занятий лепкой нужно убрать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного пластилина.

8 .Готовую или неготовую поделку убирайте в коробку для поделок.

9 .Стеки нужно протереть чистой тряпкой и убрать в коробку или пакет.

    1. Изготовление пластилина в домашних условиях

В промышленных условиях пластилин изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, церезина, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. (Приложение I I. Рис.4,5,6,7,8).

В Интернете мы с мамой нашли около 10 различных способов изготовления пластилина в домашних условиях. Решили выбрать самый доступный, его компоненты есть на любой кухне. Нам потребовалось:

    3,5 стакана муки,

    0,5 стакана соли,

    1 ложка картофельного крахмала,

    2,5 столовой ложки растительного масла или глицерина,

    2 стакана воды,

    пищевые красители,

    1 ч.л. лимонного сока или яблочного уксуса (для стойкости цвета)

    большая чашка для замешивания и деревянная ложка. В кипящую воду добавляем пищевой краситель. Снимаем воду с плиты и добавьте в нее уксус и масло. Смешиваем сухие ингредиенты в большой чашке и медленно добавляем цветную воду с маслом. Тщательно перемешиваем массу с помощью деревянной ложки. Когда смесь остынет, нужно вымесить её руками до тех пор, пока она не достигнет пластичной консистенции. Этот продукт можно хранить в герметичном контейнере в течение неограниченного времени.

Для сравнения мы приготовили пластилин другим способом. (Приложение III. Рис.1,2,3) Ингредиенты: воск, глицерин и белая глина (порошок, который на самом деле имел зелёный оттенок). Вместо воска взяли парафин от растопленной свечи. Влили его в сухую глину. Парафин быстро остыл и взялся хлопьями. Добавили по каплям глицерин и стали пальцами разминать эту массу, напоминающую грязь и трудно отстающую от пальцев. У нас получился комок тёмно-зелёного цвета. Он имел слоистую структуру. При формировании «рулетика» масса не проявляла эластичных свойств, ломалась и крошилась. Возможно, в этом рецепте нужно использовать именно воск, т.к. это компонент природного происхождения, будет становиться мягким и пластичным от тепла рук. Парафин имеет неприятный запах, я не советую его использовать детям.

    1. Изготовление изделий из пластилина

Из литературы я узнала, пластилин бывает: обычный детский пластилин, скульптурный, восковой, шариковый, АРТ пластилин, прыгающий, плавающий, съедобный. Я решила выполнить из разного вида пластилина различные изделия.

Выполнила несколько поделок из обычного пластилина. (Приложение III. Рис.4)

Из скульптурного пластилина телесного цвета я вылепила лошадку. (Приложение III. Рис.5). Я потратила достаточно много времени на изготовление туловища. Гриву и хвост я сделала из обычного пластилина, т.к. хотелось украсить и скорее закончить поделку.

На занятиях изобразительного искусства в детском клубе «Солнышко» мы выполняли поделки из белой, серой и коричневой глины. Все мои работы представлены на фотографиях. (Приложение III. Рис.6).Глину, как и скульптурный пластилин, перед работой нужно размягчить в теплой воде. Преимуществом белой глины является её цвет (лошадка, в стиле дымковской игрушки). Больше всего мне понравилось заниматься с серой глиной, которую можно купить в магазине. Лягушка на листе лилии выполнена из этого материала. Серая глина более гладкая, однородная, на неё хорошо ложится гуашь. Коричневая глина - природный материал, она очень вязкая, липнет к рукам. На такую поделку (котёнок с клубком) уходит много краски, она ложится неравномерно. Все изделия из глины должны сохнуть не менее трёх дней и только затем подлежат окрашиванию. Я заметила, что после высыхания, на моих работах появились трещинки. А пока я несла их домой, некоторые детали откололись. Части изделий можно склеивать клеем ПВА - и мои животные были спасены!

В отличие от глины, пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Он не прилипает к рукам. Имеет широкий спектр цветов. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени.

Из мелкозернистого шарикового пластилина я слепила цветок и бабочку. (Приложение III. Рис.7) Я заметила, что этот пластилин липнет к рукам, имеет сильный запах, цвета плохо смешиваются. Однако, он яркий и лёгкий. После высыхания поделка похожа на объёмную картину.

    Заключение.

В своей работе я изучила историю возникновения пластилина, разновидность пластилина, составила правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином, в домашних условия изготовила пластилин и выполнила изделия из пластилина. Сделала вывод: детям для работы скульптурный пластилин не подойдёт, так как слишком твёрдый и имеет небольшую гамму цветов. Восковой, шариковый, отскакивающий, « Умный пластилин», плавающий - эти виды пластилина хорошо подойдут для творчества детей. Съедобный пластилин подходит для лепки лишь малышам. Школьникам для обычной лепки не подходит. Мягкий АРТ пластилин хорошо использовать детям для рисования на плоскости. Твёрдый АРТ пластилин не подходит для повседневной лепки. Из него можно слепить сувенирные работы.

Пластилин стал очень популярен среди аниматоров, благодаря простоте использования: ему легко придать нужную форму, он достаточно гибкий, чтобы персонаж мог двигаться, и хорошо держит форму, особенно если использовать арматуру. Ярким тому примером служит мультфильм «Пластилиновая ворона». Меня очень заинтересовал процесс «оживления» пластилиновых фигур, и я хотела бы на следующий год создать свой собственный мультфильм.

Литература.

    Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. - М.: Айрис- пресс, 2005.- 175 с. : ил.- (Внимание: дети!)

    Белова Е. Фигурки, игрушки и зверюшки в разных техниках: пряжа, бисер, пластилин, бумага. Ярославль, 2013.- 111с. : цв. ил.- (100 идей для творчества)

    Анистратова А. А. Поделки из пластилина и слоёного теста.- М.: Ин-т инноваций в образовании, 2010.- 44с.: ил.- (Развиваем творческие способности)

    Кард В.А. Сказки из пластилина.- СПБ., 1997.- 157с. : ил.- (Учить и в оспитывать, развлекать)

    Игры из пластилина// Подарки для друзей: поделки из природных материалов.- Смоленск: Русич, 2002.- с.5-112

Приложение I.

Рис. 1. Вильям Харбатт Рис. 2. Франц Колба.

Рис.3. Мастерская скульптора Рис. 4. Гончар

Рис.5.Архитектор. Рис.6. Военный.

Рис.7. Восковая рельефная карта.

Приложение I I.

Рис.1. Ортодонт. Рис.2. Мультипликатор.

Рис.3. Инженер Рис. 4 Изготовление пластилина

Рис. 5,6,7,8. Изготовление пластилина.

Приложение I I I.

Рис.1,2,3. Выполнение изделия из пластилина.

Рис.4. Из детского пластилина Рис.5. Лошадка из скульптурного пластилина

Рис.6. Изделия из глины Рис.7. Изделия из шарикового пластилина

Введение

С малых лет мы лепим из пластилина разные фигурки, играем с ними и дарим их родным и близким. Наверное, не существует такого человека, который бы не лепил что-то из пластилина. Эта вещь популярна не только среди детей, но и среди скульпторов, которые считают его одним из наилучших материалов для работы. А любят его, прежде всего, за то, что он устойчив к изменениям температуры и к высыханию.

Как и многие, я тоже люблю делать различные поделки из пластилина, потому что это занятие не только приятное, но и очень полезное! Но пластилин бывает разный: один твёрдый, другой прилипает к рукам, третий мягкий. В наше время на прилавках магазинов, кроме обычного пластилина, можно встретить и всевозможные его разновидности: шариковый пластилин; пластилин, затвердевающий на воздухе; светящийся пластилин и так далее. И недавно я услышала про умный пластилин, который становится более популярен среди многих других видов. И мне стало интересно, что это за пластилин, почему он называется «умным», какими свойствами и качествами он обладает, и можно ли его изготовить в домашних условиях?

В связи с выше сказанным несомненны реальность, значимость и актуальность этой темы.

Объектом исследования является умный пластилин.

Предмет исследования: способ приготовления умного пластилина.

Цель проекта : выявить свойства и состав умного пластилина и приготовить его в домашних условиях.

Задачи:

    Выяснить, где и когда появился первый пластилин;

    Познакомиться с видами и свойствами пластилина;

    Изучить историю создания умный пластилин;

    Определить, какими качествами обладает умный пластилин;

    Узнать состав умного пластилина ;

    Научиться готовить умный пластилин в домашних условиях;

    Сравнить производственный и самодельный умный пластилин

Выдвинутая нами гипотеза предполагает, что узнав состав и свойства умного пластилина, можно приготовить его в домашних условиях.

Методы: изучение литературы по проблеме исследования, эксперимент, анализ, презентация проекта.

Глава 1. Теоретическая часть.

    1. История возникновения пластилина.

Слово «пластилин» происходит от итальянского plastilina и древнегреческого слова plastos, означающего «лепной».

Пластилин – это та же глина, с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Пластилин – материал для лепки, состоящий из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих его высыханию.

Вопрос о происхождении пластилина остается спорным. Первые заметки о пластилине появились в конце девятнадцатого века. О своем замечательном открытии сообщили два изобретателя, а именно немец Франц Колб в 1880 году и англичанин Уильям Харбутт в 1899 году. Материал, полученный ими, был запатентован в Германии и получил соответствующее название «Plastilin». При этом оба патента касались масс с практически одинаковым составом и представляли собой незасыхающий материал, который можно было использовать многократно.

Изначально пластилин был серого цвета, как и использовавшаяся до этого глина, и Уильям Харбутт применял его только в образовательных целях. Но, увидев, какое удовольствие доставила лепка из пластилина его семье, изобретатель решил начать производство пластилина, чтобы и другие дети могли ему радоваться. Название “Пластицин” придумывали всей семьей. В 1900 году он открыл собственную фабрику, которая проработала до пожара 1968 года. В данный момент производство перенесено в Тайланд.

А пластилин Франца Колба так же до сих пор продается под названием “Мюнхенский художественный пластилин”.

Однако история пластилина на этом не заканчивается. Спустя несколько десятилетий Джо Маквикер изготовил вещество для чистки обоев и отправил образец своей сестре, работавшей в детском саду. Сестра предложила детям вылепить что – либо из этой массы, и со временем новый материал вытеснил привычную глину. С тех пор материал для лепки стал обязательным для занятий в детском саду.

Постепенно изобретение пластилина приобрело огромную популярность. Он стал любимой игрушкой для рук у взрослых и детей. Также пластилин используется многими художниками, архитекторами и инженерами для создания разных моделей, начиная от космического корабля и заканчивая фигурами динозавров. В конце XX века огромную популярность приобрела и пластилиновая анимация. Один из примеров такой работы – полнометражный мультфильм о приключениях Уоллеса и Громита. А в 2000 году продюсер Джеймс Мэй создал целый пластилиновый сад. На деревья потребовалось 2,6 тонны этого материала и 6 недель работы. А поклонники компьютерных игр хорошо знакомы с пластилиновой игрой «Neverhood».
Несмотря на то, что материалу этому уже около 200 лет, его популярность только растет.

    1. Виды и свойства пластилина.

Разнообразие выпускаемого сегодня пластилина поражает воображение детей и взрослых . В настоящее время на рынке товаров для творчества представлены следующие виды пластилина: обычный детский , арт-пластилин, восковой, на растительной осн ове, шариковый, профессиональный скульптурный, «умный» пластилин, застывающий и плавающий.

Обычный детский пластилин.

Этот вид пластилина, знакомый нам всем по первым урокам лепки, до сих пор не сдает своих позиций: и сегодня можно без труда приобрести набор ребристых брусочков «из детства» фирм «Луч» или «Гамма» не самых ярких цветов и не самой податливой текстуры. Достоинствами такого пластилина являются его невысокая стоимость, повсеместная доступность и натуральные компоненты в составе: пластилин изготавливают из предварительно очищенной и измельченной в порошок глины. Однако у этого вида пластилина есть и свои недостатки: прежде всего, он не слишком пластичен, а потому предназначен для детей старше трех лет, которым уже под силу размять его твердоватые кусочки.

Арт-пластилин .

П редназначен для лепки, изготовления декораций, масок, кукол, пластилиновой живописи и т.п. После 10-30-минутного нагревания пластилин превращается в декоративную цветную резину. При более высокой температуре или на солнце он начинает просто течь, как краска, но и это его свойство можно использовать во благо: например, рисовать им (в технике пластилинографии) или делать витражи. Слишком размягчённый пластилин можно немного отвердить, положив его на некоторое время в холодильник или опустив в холодную воду; зат ем из него снова можно лепить.

Восковой пластилин.

Восковой пластилин (например, пластилин «Пчелка» фирмы «Гамма») создан как раз специально детей возрастом от одного года: за счет включенного в его состав воска, он легко разминается даже в слабых ручках малышей, при этом детали, выполненные из этого материала, отлично слепляются между собой, что также облегчает задачу крохам.

Пластилин на растительной основе.

Иностранные производители (Erich Krause , Jovi ) выпускают чаще всего пластилин на растительной основе. В строгом смысле слова это уже не пластилин, а специальная паста для лепки и моделирования. Она не затвердевает, обладает приятной и мягкой текстурой, а также высокой пластичностью и яркими цветами, в том числе флуоресцентными, что особенно нравится детям. При этом кусочки разных цветов можно смешивать между собой, получая новые оттенки. Однако и у такого пластилина есть, пожалуй, один, но ощутимый недостаток – его кусочки плохо прилипают друг к другу, и чтобы соединить вылепленные из него детали, нужно предварительно подготовить места соединений стеком, что довольно затруднительно для маленьких детей.

Шариковый пластилин.

Шариковый пластилин – один из видов застывающего пластилина: он состоит из маленьких пенопластовых шариков, скрепленных между собой клеевым раствором на основе глицерина. Главным его достоинством, пожалуй, является простота, с которой детали из такого пластилина присоединяются друг к другу – достаточно просто приложить одну к другой, и они склеятся без малейших усилий со стороны ребенка. При высыхании (которое происходит примерно за 24 часа) фигурки из шарикового пластилина твердеют, однако к недостаткам можно отнести то, что даже высохшие поделки остаются очень хрупкими, и использовать их для игры не получится.

Профессиональный скульптурный пластилин.

Эта легкая и пластичная масса для лепки имеет естественный телесный оттенок, поэтому она прекрасно подойдет не только для детской лепки, но и для взрослых творческих работ – например, для создания изящных статуэток и, возможно, даже копий великих скульптур. На открытом воздухе готовые изделия становятся твердыми, почти как настоящий мрамор. Их можно раскрасить акриловыми красками и для яркости цвета покрыть лаком.

Застывающий пластилин .

Э то нежная и очень легкая масса для лепки, которая станет еще легче после высыхания! Из этого высококачественного пластилина Ваш ребенок сможет создать все, что он захочет. После того, как пластилин засохнет, поделка станет отличным украшением комнаты. Пластилин очень удобен в обращении, легко мнется и не липнет к рукам, а также не пачкает одежду. Сверху на него можно нанести рисунок специальными маркерами на водной основе. Засохшую массу можно снова сделать пригодной для лепки: нужно намочить ее и оставить в закрытом контейнере на 3-4 дня.

Плавающий пластилин.

Настолько легкий, что слепленные из него фигурки не тонут в воде. А значит, теперь игры с пластилином можно затевать даже во время купания! Слепите вместе с вашим малышом ярких тропических рыбок или большой разноцветный корабль, который будет легко скользить по поверхности воды.

Умный пластилин , или «Жвачка для рук» (HandGum).

Это пластилин, который способен принимать любую форму, при этом обладает одновременно несколькими свойствами – может быть жидким и твердым, рваться и тянуться, менять цвет, светиться и даже может магнититься. «Умный пластилин», можно сказать, уникальная игрушка. При этом он не маслянистый, как обычный пластилин, не пачкает одежду и руки, и его можно мыть, не ядовит, не содержит вредных добавок, не вызывает аллергию и абсолютно безопасен для детей от 3 лет. Говорят, что он способен: увеличить подвижность пальцев, кистей рук и мышц предплечья, улучшить кровообращение (при интенсивном перемешивании), укрепить пальцы, руки и мышцы предплечья, улучшить координацию, точность движений, содействовать развитию тактильного восприятия, уменьшить внутреннее состояния стресса и агрессии.

    1. Умный пластилин и история его создания.

Из всех видов пластилина наибольшую популярность в настоящее время приобретает умный пластилин.

Умный пластилин, более известный в России как жвачка для рук – мягкая и приятная на ощупь пластилиновая масса. Её можно мять, растягивать, рвать и лепить из нее разнообразные фигуры. Она легко принимает любую форму, не прилипает к рукам и другим предметам, и не пачкается.

«Умный пластилин» или «Жвачка для рук» – это пластилин, который способен принимать любую форму, при этом обладает одновременно несколькими свойствами – может быть жидким и твердым, рваться и тянуться, менять цвет, светиться и даже может магнититься.

Умный пластилин изобрел в 1943 году шотландский ученый Джеймс Райт. В 1943 году он случайно уронил борную кислоту в силиконовое масло, и с удивлением обнаружил, что получившаяся слизь растягивается и прыгает дольше, чем резина, даже при экстремальных температурах. Кроме того, это вещество могло скопировать любую газету или напечатанные комиксы, что особенно растрогало изобретателя .

В 1949 году, безработный Ходгсон собрал вечеринку, на которой «Глупая замазка», так её сначала назвали, и стала главным развлечением. Увидев рыночный потенциал в «Глупой замазке», как в детской игрушке, Ходгсон за 147 долларов выкупил у Дженерал Электрик права на изобретение и начал производить это вещество. Он стал продавать замазку упакованную в пластиковые яйца, так как дело было как раз перед пасхой. В скором времени, глупая замазка принесла ему несколько миллионов долларов. Сейчас, умный пластилин – любимая игрушка детей и взрослых по обе стороны экватора. В 2009г. международное жюри признало его «лучшим подарком года».

    1. Удивительные качества умного пластилина.

Многие люди могут задаваться вопросом, для чего же нужен умный пластилин, как его использовать, какая может быть от него польза?

Кажется, что умный пластилин простая бесполезная игрушка, но это впечатление обманчиво, он обладает рядом достоинств и уникальных свойств.

Умный пластилин может развивать творческие способности, как у детей, так и у взрослых. Пластилиновая масса позволяет лепить из себя множество разнообразных фигур: фигурки людей, животных, различных предметов, да и вообще, вещество умного пластилина позволяет обклеить им любой предмет не оставляя никаких следов. Умный пластилин можно превратить в мячик и поиграть им в пинг-понг, а через минуту слепить из него молоток и попытаться забить им гвоздь.

Умный пластилин помогает снять стресс: жвачка для рук, которую вы мнете в руках массирует нервные окончания, расположенные на ладонях, доставляя вам при этом, приятные тактильные ощущения. Вы расслабляетесь, исчезает психологическое напряжение.

Умный пластилин это отличный тренажер для восстановления кисти после травм. Жвачка для рук развивает мелкую моторику, а, значит улучшает подчерк и развивает речь, что особенно актуально для детей.

Умный пластилин может обеспечить интересное времяпровождение.

Умный пластилин замечательное средство привлечения внимания . Просто достаньте его и вам обеспечен всеобщий интерес, эта необычная игрушка вызывает восторг и искренний интерес у каждого, к кому попадет в руки. О вас будут говорить, ведь умный пластилин всегда притягивает к себе внимание.

Умный пластилин – это очень необычная игрушка, ей обрадуется и взрослый и ребенок.

Также, американские астронавты обклеивали умным пластилином острые части оборудования, для того, чтобы не пораниться ими в невесомости; домохозяйки обнаружили, что маленьким кусочком умного пластилина удобно собирать шерсть линяющих животных в квартире, а медики обнаружили, что упражнения с умным пластилином помогают восстанавливать работоспособность организма после травмы.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Состав умного пластилина.

Интересно, а из чего состоит умный пластилин? Ведь известно, что первый в мире умный пластилин был изобретен случайно, когда изобретатель по неосторожности пролил борную кислоту в силиконовое масло.

Умный пластилин это неорганический полимер с характерными необычными свойствами: он прыгает как мячик, но ломается при резком воздействии. Кроме того, он может растекаться как жидкость и превратится в лужу, если дать ему достаточно времени. Современный умный пластилин состоит из: 65 % Диметил-силоксана 17 % кремнезема (кристаллического кварца) 9% Thixatrol ST (производные касторового масла) 4% полидиметилсилоксана 1% декаметил циклопетнасиолксана 1% глицерина 1% диоксида титана Другими словами, умный пластилин чуть более чем полностью, состоит из разной химии.

2.2. Способ приготовления умного пластилина в домашних условиях.

В домашних условиях очень сложно придерживаться такого состава. Но покопавшись в интернете, я нашла рецепт, как можно приготовить умный пластилин дома. Его рецепт очень простой:

    Клей ПВА – 1 стакан.

    Натрия тетраборат (продаётся в аптеке) 2 флакона.

    Красители.

    Емкость для смешивания.

    Палочка для перемешивания.

Шаг 1. Выливаем клей ПВА в стакан.

Шаг 2. Добавляем в клей краситель (обычно я использую гуашь или акварель).

Шаг 3. Добившись однородного цвета, в массу вливается натрия тетраборат.

Шаг 4. Смесь снова перемешивается до тех пор, пока она не загустеет.

Самодельный умный пластилин готов!

2.3. Сравнительный анализ производственного и самодельного умного пластилина.

Свойства и критерии

Производственный умный пластилин

Самодельный умный пластилин

Свойства жидкости

В длительных промежутках времени ведет себя подобно жидкости, он медленно стекает, капает и старается растечься в лужу. К примеру, если сделать шарик и положить на стол, то уже через пару минут этот шарик станет лужицей.

Наш пластилин может перетекать, струиться и капать.

Свойство твердого вещества

При более быстром воздействии умный пластилин поведет себя как твердое тело – тот же шарик, брошенный об пол подпрыгнет.

При сильном сжатии или ударе, например о пол, наш умный пластилин твердеет и становится прыгучим.

Свойства резиноподобного вещества

Способен растягиваться и рваться.

Пластилин действительно при плавном воздействии растягивается и пружинит, а при резком его растягивании приводит к разрыву.

Доступность (цена)

500-800 рублей.

Клей ПВА-25 рублей (85гр.);

Натрия тетраборат-10 рублей;

Развитие способностей

Развивает творческие способности, мелкую моторику рук, улучшает подчерк и развивает речь.

По результатам сравнительного анализа, можно сказать, что самодельный умный пластилин отличается от производственного только доступностью.

Заключение

Работа с пластилином – увлекательное занятие, которое даёт радость и эстетическое удовлетворение. Ведь можно сделать столько различных красивых и замечательных поделок!

Работая над проектом, я работала с различными источниками информации. Благодаря этой работе я узнала много нового и интересного из истории пластилина, познакомилась с его видами и свойствами. А также ответила на интересующий меня вопрос: «Можно ли изготовить умный пластилин в домашних условиях?» И, в процессе эксперимента, я получила собственный умный пластилин, который имеет такие же свойства, что и производственный.