Методы финансового прогнозирования и их применение в туристском бизнесе. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме Прогнозирования в туризме

Ln(Tijt / Nit)= ao + a1ln(Iit / Nit) a2lnPSit + a4lnPXijt+a5lnPAijt+a6lnPASijt + a7lnPSijt+a8lnPSSijt+a9Ukt+a10t+a11Ln(Tij(t-1)/Nj(t-1))+Bijt ,

где t - количество лет;
a0, a1, a2, ..., а11 - параметры (неизвестные);
Тijt - количество прибытий туристов из страны происхождения i в место назначения (туристский центр)] в t-м году;
Nit, - численность населения страны происхождения туристов i в t-м году; Iit - доходы на душу населения в стране происхождения i в t-м году;
Pjt - цена проживания в туристском центре j в t-м году;
PSit - средневзвешенная цена проживания туристов в туристском центре заменителе для жителей страны происхождения i в t-м году;
, - обменный курс между валютами страны происхождения
i и туристского центра] в t-м году;
ц, - тариф авиаперелета из страны происхождения i в туристский центр] в t-м году;
PASiit - средневзвешенный тариф авиаперелета из страны происхождения i в туристский центр заменитель] в t-м году; PSijt - средневзвешенный тариф переезда на наземном транспорте из страны происхождения i в туристский центр] в t-м году;
PS|j, - средневзвешенный тариф переезда на наземном транспорте из страны происхождения i в туристский центр заменитель] в t-м году;
Uk, - переменная события k, в t-м году;
a10t - величина тренда
ац1п(Ту(1_,) / М1(М)) - переменная, показывающая привязанность к туристскому центру, которая включается в модель для тех пар стран происхождения и мест назначения, для которых необходимость их включения была предопределена предварительными эмпирическими результатами;
By, - случайная величина ошибки.

В некоторых случаях оцениваемые коэффициенты уравнения могут быть интерпретированы как показатели эластичности, которые измеряют отклик спроса на малые изменения определяющих факторов. Что касается переменных событий, то зависимость между ними и зависимыми переменными не совсем логарифмическая и соответственно их коэффициенты не идентичны показателям эластичности.

Модель решают для каждой пары стран происхождения - места назначения для всего ретроспективного периода 1985 - 1998 гг. Далее выбирают наилучшую модель для разных пар на основе таких критериев, как относительно высокий уровень коэффициента корреляции R2, отсутствие автокорреляции, относительно большое количество статистически значимых коэффициентов, корректные знаки параметров. В заключение проводят прогнозирование для периода 2000 - 2001 гг.

Данная модель в свое время была апробирована при изучении воздействий изменений разных экономических факторов на спрос международного выездного туризма для разных стран. Для некоторых из них были получены следующие результаты".

Процесс прогнозирования спроса в туризме с помощью регрессионного анализа включает следующие этапы:

Отбор переменных, которые влияют на прогнозируемую переменную спроса, и установление математической формы взаимоотношений между ними;
- сбор информации, относящейся к модели;
- использование базы данных для установления меры воздействия влияющих переменных на прогнозируемые переменные в прошлом (оценка коэффициентов математического уравнения);
- проведение испытаний на установленной на предыдущем этапе модели для выяснения уровня его реалистичности;
- использование модели для прогнозирования, если испытания модели будут удовлетворительными.

Очень важно поводить оценку параметров (их знака и величины), получаемых с помощью регрессионной модели, для определения корректных (допустимых) теоретически (соответствующих требованиям экономической теории). В основном некорректные параметры появляются по причине несовершенства самой модели. Например, отдых за рубежом представляет собой стиль хорошей жизни и соответственно ожидается положительная эластичность спроса по доходам. Аналогично собственная эластичность спроса по цене должна быть отрицательной, а перекрестная эластичность спроса по цене для продуктов заменителей - положительной. При изменении вкусов потребителей может произойти перераспределение и, следовательно, коэффициент показателя тренда может поменять свой знак. Коэффициенты, расходы на продвижение туристского продукта, переменные привязанности к туристскому центру должны быть положительными.

Математическая модель прогнозирования спроса международного туризма имеет логарифмически линейную форму:

Великобритания

Британцы относят путешествия по воздуху, морю и суше к роскоши.
- Спрос чувствителен к цене.
- Обменный курс играет определяющую роль.
- Заменяющие туристские центры и виды транспорта являются влияющими на туризм факторами.
- Психологическое воздействие кризисов ощутимо.
- Падение курса национальной валюты повлияло на поездки, особенно в дорогостоящие туристские центры.
- Относительно Франции и Италии тренд имеет наклонность вниз, а по отношению к Германии - вверх.

Германия

Увеличение дохода вызывает рост туристского спроса, однако эффект отличается от страны к стране, например, особенно сильно влияние спроса на Испанию и Швейцарию.
- При увеличении цен Австрия, Испания, Франция, Швейцария теряют спрос, однако последние две страны, в частности, имеют эластичность по цене, абсолютное значение которой превышает единицу.

Немцы осведомлены о ценах путешествий. Они не только интересуются абсолютными ценами, но и ценами, связанными с другими заменяющими туристскими центрами. Они также готовы переключаться на альтернативные виды транспорта.

Одной из немногих стран, тренд по отношению к которой наклонен вниз, является Швейцария.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика потребителей туристского продукта. Цели и задачи маркетинговых исследований потребителей туристского продукта. Методы маркетинговых исследований потребителей туристского продукта. Обзор туристского рынка Санкт-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2006

    Правовое регулирование сферы туризма. Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России. Реализация курортно-рекреационного потенциала Дагестана. Анализ продвижения туристского продукта России на международном и внутреннем туристских рынках.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2010

    Определение и характеристика туристского предприятия как необходимого элемента рынка туристских услуг. Роль дополнительного туристского продукта как средства повышения конкурентоспособности туристского предприятия, анализ основных тенденций его рынка.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2010

    Дополнительный туристский продукт как один из составных элементов туристского продукта, его место в структуре туристского продукта. Анализ и тенденции развития рынка дополнительных туристских продуктов, рекомендации и мероприятия по решению его проблем.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2010

    Структура и понятие мирового рынка туристских услуг. Виды мировой туристской деятельности. Функции и структура мирового туристского рынка. Анализ состояния въездного туризма в современной России. Решение проблемы притока иностранных туристов в Россию.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Сегментация рынка. Критерии сегментации. Планирование стратегии сегментации. Ограничения сегментации. Сущность, содержание и функции туристского рынка. Субъекты туристского рынка. Сегментация туристского рынка. Субъекты туризма.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2003

    Структура туристского рынка РФ. Динамика и тенденции развития российского выездного туризма. Анализ выездного потока в страны Азии, Европы, Ближнего Востока. Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику развития российского выездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КАФЕДРА туризма и гостинично-ресторанного бизнеса

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

И ПЛАНИРОВАНИЕ

ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки

43.04.02 «Туризм»

Профиль: Инновационные технологии в туристской деятельности

Управление туристско-рекреационными комплексами

тип ООП прикладная магистратура

Владивосток 2015

Рабочая программа дисциплины «Прогнозирование и планирование туристской деятельности» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 43.04.02 Туризм и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367)

Составитель:

, канд. экон. наук, зав. кафедрой Туризма и гостинично-ресторанного бизнеса, gag 17@ yandex . ru ;

Утверждена на заседании кафедры ТГРБ от 01.01.2001 г., протокол № 1

Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________

подпись фамилия, инициалы

«____»_______________20__г.

Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________

подпись фамилия, инициалы

«____»_______________20__г.

1 Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Целями освоения дисциплины «Прогнозирование и планирование туристской деятельности» являются формирование у магистрантов комплекса основных знаний и умений в области прогнозирования и планирования туристкой деятельности.


Задачи дисциплины:

– изучить теоретические основы прогнозирования и планирования туристской деятельности;

– освоить методы сбора и анализа данных, их комплексной оценке и систематизации с целью разработки прогнозов и планов туристского предприятия;

– владеть навыками прогнозирования и планирования туристской деятельности путем использования средств экономического и математического анализа и современных компьютерных и информационных технологий .

2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемыми результатами обучения по дисциплине, являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Формируемые компетенции

Компетенции

Расшифровка

Составляющие компетенции

43.04.02 Туризм.

готовностью применять методы анализа, разработки и поиска решений в деятельности предприятий туристской индустрии

анализировать нестандартные ситуации в проектной деятельности с целью их своевременного решения

способностью к разработке и внедрению инновационных технологий в туристской индустрии

навыками формирования на основе принципов планирования и прогнозирования программ развития туристской индустрии

Планируемыми результатами обучения по дисциплине (модулю), являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 2.

Таблица 2 – Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Название ООП ВО

Коды и названия компетенций

Составляющие компетенций

Уровни сформированности

Дескрипторы - основные признаки освоения уровней (показатели достижения результата)

43.04.02 Туризм.

теоретико-методологические основы организационных систем

1-уровень (начальный)

Иметь общее представление об основах организационных систем

2-уровень (средний)

Иметь широкое представление о теоретико-методологических основах организационных систем

3-уровень (итоговый)

Свободно ориентироваться в теоретико-методологических основах организационных систем

анализировать нестандартные ситуации в проектной деятельности с целью их своевременного решения

1-уровень (начальный)

Анализировать проектную деятельность

2-уровень (средний)

Анализировать нестандартные ситуации в проектной деятельности

3-уровень (итоговый)

Анализировать нестандартные ситуации в проектной деятельности с целью их своевременного решения

современными методами построения организационных моделей

1-уровень (начальный)

Применять методы построения моделей

2-уровень (средний)

Применять современные методы для построения организационных моделей на предприятии

3-уровень (итоговый)

Применять современные методы для построения организационных моделей на предприятии с учетом требований рынка

методологию прогнозирования и планирования туристской деятельности, систему планов, их содержание и взаимосвязь с развитием туристской индустрии

1-уровень (начальный)

Иметь общее представление о методах прогнозирования и планирования

2-уровень (средний)

Иметь широкое представление о методологии прогнозирования и планирования, системе планов

3-уровень (итоговый)

Свободно ориентироваться в методологии планирования туристской деятельности, системе планов, их содержании и взаимосвязи с развитием туристской индустрии

анализировать научные гипотезы, разработки и программы, прогнозировать развитие туристской индустрии

1-уровень (начальный)

Анализировать научные гипотезы

2-уровень (средний)

Анализировать научные гипотезы, разработки и программы

3-уровень (итоговый)

Анализировать научные гипотезы, разработки и программы, прогнозировать развитие туристской индустрии

навыками формирования на основе принципов планирования и прогнозирования программ развития туристской индустрии

1-уровень (начальный)

Формировать программы развития туристской индустрии

2-уровень (средний)

Формировать программы развития туристской индустрии на основе принципов планирования и прогнозирования

3-уровень (итоговый)

Формировать программы развития туристской индустрии на основе принципов планирования и прогнозирования на основе требований рынка

3 Место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы


Дисциплина «Прогнозирование и планирование туристской деятельности» относится к базовой части блока 1. Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий», «Экономический анализ предприятия туристской индустрии», «Маркетинг туристских бизнес-систем».

4 Объем дисциплины (модуля)

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 3.

Название ООП

Форма обучения

Трудоемкость

Объем контактной работы (час)

Форма аттестации

Аудиторная

Внеаудиторная

М.2.Б.03 (21446)

Таблица 3 – Общая трудоемкость дисциплины

5 Структура и содержание дисциплины (модуля)

5.1 Структура дисциплины (модуля)

Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 4.

Таблица 4 – Структура дисциплины

Название темы

Вид занятия

Объем час

Кол-во часов в интерактивной и

электронной

Роль прогнозирования и планирования в рыночной экономике

Лекция

Стратегическое планирование туристского предприятия

Практическое занятие

Прогнозирование рынка сбыта услуг предприятия

Практическое занятие

Информационное обеспечение прогнозирования и планирования

Лекция

Планирование себестоимости туристских услуг и цен предприятия

Практическое занятие

Внутрифирменное финансово-экономическое планирование

Практическое занятие

Принципы и методы прогнозирования туристской деятельности

Лекция

Разработка бизнес-планов туристского предприятия

Практическое занятие

Верификация прогнозов и оценка качества планов

Практическое занятие

Планирование туристской деятельности: виды, функции, методы

Лекция

Использование программных продуктов при планировании и прогнозировании

Практическое занятие

Региональное планирование туристской деятельности

Практическое занятие

Лекционные занятия

Тема 1. Роль прогнозирования и планирования в рыночной экономике

Сущность рыночного прогнозирования и планирования. Цели и задачи прогнозирования и планирования. Взаимосвязь прогнозирования и планирования. Место прогнозирования и планирования в системе управления предприятием.

:

Основные источники: 1.

Дополнительные источники: 2, 4.

встреча с представителем администрации.

: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 2. Информационное обеспечение прогнозирования и планирования.

Информация для прогнозирования и планирования. Методы получения вторичной информации. Методы получения первичной информации. Планирование выборочных исследований.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 2.

Дополнительные источники: 2, 5.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – лекция-визуализация.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме .

Тема 3. Принципы и методы прогнозирования туристской деятельности.

Принципы прогнозирования. Виды управленческих прогнозов. Методы прогнозирования туристской деятельности: экстраполяции, экспертных оценок, исторических аналогий, сценариев.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 3.

Дополнительные источники: 2, 3.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – лекция.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 4. Планирование туристской деятельности: виды, функции, методы.

Принципы планирования. Виды управленческого планирования. Этапы процесса планирования. Директивное и индикативное планирование. Внутрифирменное планирование. Методы управленческого планирования.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 4.

Дополнительные источники: 1, 4.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – лекция.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Практические занятия

Тема 1. Стратегическое планирование туристского предприятия.

Задачи и функции стратегического планирования. Цели организации. Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование организации. Изучение стратегических альтернатив. Стратегические хозяйственные подразделения.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 5.

Дополнительные источники: 2,4.

Форма текущего контроля

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 2. Прогнозирование рынка сбыта услуг предприятия.

Виды рыночного спроса и его оценка. Подходы к изучению рынка. Прогнозирование сбыта.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 6.

Дополнительные источники: 1, 5.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – доклады студентов

Форма текущего контроля : участие в семинаре, обсуждение результатов.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 3. Планирование себестоимости туристских услуг и цен предприятия.

Классификация затрат предприятия. Планирование себестоимости услуг предприятия. Ценообразование на предприятии.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 7.

Дополнительные источники: 1,3,5.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – доклады студентов

Форма текущего контроля : участие в семинаре, обсуждение результатов.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 4. Внутрифирменное финансово-экономическое планирование.

Экономическое управление и внутрифирменное планирование. Составление основных бюджетов предприятия. Формирование текущей внутрифирменной стратегии. Выбор внутрифирменной стратегии хозяйственной деятельности.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 5.

Дополнительные источники: 4,5.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – доклады студентов

Форма текущего контроля : участие в семинаре, обсуждение результатов.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 5. Разработка бизнес-планов туристского предприятия.

Цели и задачи создания бизнес-планов. Этапы разработки и структура бизнес-плана. Содержание бизнес-плана. Финансовый план. Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 5.

Дополнительные источники: 4, 5.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – мозговой штурм

Форма текущего контроля

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 6. Верификация прогнозов и оценка качества планов.

Критерии оценки прогнозных результатов. Верификация и качество прогноза. Оценка качества прогнозных и плановых методов.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 3.

Дополнительные источники: 2,3,5.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – дискуссия

Форма текущего контроля : участие в дискуссии, обсуждение результатов.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 7. Использование программных продуктов при планировании и прогнозировании.

Программные продукты для разработки бизнес-планов “Comfar 3 Expert”, “ProjectExpert”, “Альт-Инвест”, для прогнозирования туристской деятельности “Statgrafhics Senturion”, “Forecast Expert”.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 4.

Дополнительные источники: 2.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – работа с программными продуктами

Форма текущего контроля : участие в семинаре, обсуждение результатов.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 8. Региональное планирование туристской деятельности.

Особенности планирования туризма как комплексной системы. Планирование устойчивого развития туризма. Этапы регионального планирования: подготовка исследования, определение задач, анализ и синтез, разработка политики и структурного плана, выполнение и контроль. Финансирование развития туризма: потребности, источники.

Источники информации по теме из раздела 9 :

Основные источники: 7.

Дополнительные источники: 1,5.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технологии – мозговой штурм, дискуссия

Форма текущего контроля : участие в мозговом штурме, обсуждение результатов.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме : подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

6.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Для успешного освоения курса дисциплины магистранту предлагается:

Используя доклад Всемирной туристской организации «Туризм до 2020 года» http://www. unwto. org/facts/eng/vision. htm провести анализ развития международного туризма с 1950 по 2020 гг.

Провести дискуссию на тему «Перспективы развития туризма в Приморском крае РФ», основываясь на статистических данных построить прогноз развития туризма в регионе с использованием одного из методов прогнозирования.

В рамках мастер-класса с экспертами туристской индустрии провести дискуссию на тему «Использование информационного обеспечения при прогнозировании и планировании деятельности туристских предприятий».

1. Системный подход к определению туризма как объекта комплексного стратегического планирования.

2. Сущность, характеристики услуг в сфере туризма.

3. Понятия «стратегия» и «стратегическое планирование» в туризме: сущность, особенности.

4. Стратегический прогноз. Генетический и нормативный подходы к прогнозированию.

5. Стратегическое программирование. Виды стратегических программ.

6. Принципы стратегического планирования в туризме.

7. Методы, включаемые в методологию стратегического планировании в туризме. Типология проблем, определяющая выбор метода.

8. Основные требования к системе показателей в стратегическом планировании. Типы показателей.

9. Распределение ответственности по разработке стратегии компании. Стратегическая пирамида. Ю. Классификация стратегий развития бизнеса . Стратегии концентрированного роста и сокращения.

11. Классификация эталонных стратегий развития бизнеса. Стратегии интегрированного и диверсифицированного роста.

12. Актуальность и значение реализации менеджментом туристической компании стратегического подхода в управлении.

13. Факторы, повышающие значение стратегирования деятельности туристической компании в России.

14.Организация внутрифирменного планирования.

15. Основные этапы разработки стратегии туристического предприятия.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений планируемым результатам обучения по дисциплине созданы фонды оценочных средств (Приложение 1).

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы , необходимой для освоения дисциплины (модуля)

9.1 Основная литература

1. Дубровин, Игорь Александорович. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров, обуч. по направлению подготовки "Экономика" / . - 2-е изд. - М. : Дашков и К*, 2013. - 432 с.

2. Алиев, Вагиф Судеиф оглы. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): учеб. пособие для студентов вузов / В. С. о. Алиев, . - М. : ИНФРА-М, 2013. - 352 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

3. Рахманова, Марина Сергеевна. Прогнозирование и планирование в домоведении: практикум / ; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. - 68 с.

4. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учеб. пособие для студентов вузов / , . - 3-е изд.,испр. - М. : Дашков и К*, 2012. - 280 с

5. Виноградова, Марина Викторовна. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учеб. пособие для студентов вузов / , . - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К*, 2013. - 448 с.

6. Орлова, Полина Ивановна. Бизнес-планирование: учебник [для студентов вузов] / ; [под ред. ]. - М. : Дашков и К*, 2013. - 284 с. - (Учебные издания для бакалавров).

9.2 Дополнительная литература

1. Бутакова прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для студентов вузов / . – 2-е изд., испр. – М.: КНОРУС, 2010. – 168 с.

2. Дуброва социально-экономических процессов: учеб. пособие для студентов вузов / . – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Маркет ДС, 2010. – 192 с.: ил.

3. Карманова туризма: учебник для студентов вузов / , . – М.: КНОРУС, 2009. – 240 с.

4. Панина и планирование деятельности предприятия сферы сервиса: учебное пособие [для студентов вузов] / , . – М.: Дашков и К*, 2011. – 244 с.

5. Сак маркетинговых решений: учебное пособие для студентов вузов / , . – Минск: Изд-во Гревцва, 2010. – 304 с.: ил.

6. Прогнозирование и планирование экономики [Текст] : учебник для эконом. вузов / [авт. и др.] ; под общ. ред. и. - Минск: Соврем. школа, 2005. - 476 с.

10. Перечень ресурсов информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»

10.1 Полнотекстовые базы данных

1. Информационно-аналитическое агентство ИНТЕГРУМ.

2. Информационно-издательский центр «СТАТИСТИКА РОССИИ».

3. База данных «CТАТКОМИТЕТА СНГ».

10.2 Интернет-ресурсы

Официальный сайт Всемирной туристской организации www. unwto. org – статистика, аналитика, прогнозы развития международного туризма.

Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации (http://russiatourism. ru) – законодательство, статистические данные, стандарты, справочная информация.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

а) программное обеспечение : программа Audi t Expert 3 (сетевая программа для Вузов на 5 учебных мест) предназначена для оценки финансового состояния и мониторинга на основе финансовой и управленческой отчетности; программа Project Expert 7 Tutorial (сетевая программа для Вузов на 10 учебных мест) предназначена для разработки экономической модели деятельности предприятий для планирования производства и оказания услуг. Программы рекомендованы Министерством общего и профессионального образования по использованию программных продуктов компании «Экспер Системс».

б) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудование. Для проведения практических и лекционных занятий требуется компьютерный класс или аудитория с мультимедийным оборудованием.

Лист изменений и согласований

Дополнения и изменения в учебной программе на 201__/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _______________________________________________________________________

Редакция _________г. утверждена на заседании кафедры _____________от __.__.__.___г., протокол № __

Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ ___________________

подпись фамилия, инициалы

1.Системное

2.Прикладное

Стандартное

Специальное

Системы бронирования

§ Глобальные системы бронирования

§ Локальные (украинская) системы бронирования

§ Корпоративные (отель Мариотт)

§ Системы гостиничных брокеров (Гулливер)

§ Интернет -системы бронирования

Системы автоматизации туризма

§ МастерТур (клиент-сервер)

§ Самотур (клиент-сервер)

§ Комтур (ASP) (Интурист)

САМО-ТурАгент

Программный комплекс «САМО-Турагент», реализованный на самых современных средствах разработки, предусматривает автоматизацию всего цикла деятельности турагентства.. Сотрудники турагентства могут приступить к ведению учета путевок в программе сразу же после инсталляции программы.

Основную операцию - оформление заявки клиента - можно провести прямо в присутствии клиента, и сразу же внести данные об оплате, распечатать договор, приходный кассовый ордер, путевку формы ТУР-1 и т.п. "САМО-Софт" поддерживает в своих программах формат обмена данными TravelXM, который позволит турагентству закачивать предложения от туроператоров непосредственно в программный комплекс "САМО-Турагент".. Кроме того, САМО-Турагент совмещен с бухгалтерией 1С и ведущими российскими и украинскими системами поиска и бронирования туров.

Всеобъемлющая система отбора предложений туроператора позволит в считанные секунды выбрать подходящий вариант отдыха. Отбор осуществляется по критерию цены, категории гостиницы, направления, туроператора, сроков поездки и др. Затем программа позволяет сформировать заявку из выбранного предложения и отправить ее туроператору по согласованному варианту обмена: по факсу или по электронной почте.

Программа "САМО-ТурАгент" функционирует на отдельном компьютере, в локальной вычислительной сети, а также в удаленной сети по каналам Интернет. Все данные хранятся в центральной базе данных (поддерживаются СУБД MS Access и MS SQL Server).

создание электронного документа "Заявка" с описанием состава тура (описываются гостиницы, транспорт, дополнительные услуги);

создание электронного документа "Заявка" на основе предложения от туроператора (перенос всех данных о заказе из предложения в заявку);

печать необходимых документов на основе электронного документа "Заявка" (договора, путевки ТУР-1, листа бронирования, счета клиенту, ваучера);

ведение архива постоянных клиентов;

учет платежей по заявкам (приходных и расходных);

управление доступом различных пользователей к режимам программы;

возможность ведения дополнительных справочников - "Звонки" и "Реклама" (учет телефонных звонков и учет эффективности рекламы).

создание заявки на основе предложения из системы ИМА Форос ИнфоТрэвл;

создание заявки на основе предложения из поисковой системы "Туры.ru";

выгрузка заявок в систему 1С-Рарус:Турагентство и загрузка из нее платежей;

структура документа "Заявка" позволяет описывать и переездные туры;

ввод примечаний и пометок по каждой заявке для удобства обработки;

гибкость в создании своих собственных отчетов.

САМО-Тур

Программа "САМО-Тур" предназначена для автоматизации офиса туроператора.

Программа учитывает все технологические операции туроператорской деятельности.

Основные возможности программы:

описание услуг, предоставляемых туристам: гостиниц, транспорта, страхования, визовой поддержки, дополнительных услуг;

квотирование услуг: номеров гостиниц, мест транспорта и мест тура;

создание турпакетов из различного набора услуг, расчет прайс-листа и подготовку их к печати;

оформление заявок туристов;

подготовка документов туриста: ваучер, билет, страховой полис, анкета для оформления визы, путевка ТУР-1 и др.;

подготовка заявок партнерам для бронирования и подтверждений покупателям (турагентствам);

учет платежей покупателей и расчетов с партнерами за предоставленные услуги;

формирование итоговых отчетов и списков: для гостиниц, для авиакомпаний, для Посольств, для страховых компаний;

статистический анализ.

Дополнительные возможности программы:

импорт цен гостиниц и билетов из таблиц формата MS Excel;

гибкий механизм ценообразования: комиссия туроператора в процентном или денежном выражении, и их сочетание;

гибкий механизм назначения комиссионного вознаграждения покупателям;

визуальный контроль продажи квотируемых услуг;

контроль взаиморасчетов по каждой заявке;

сопряжение с почтовыми программами;

сопряжение с бухгалтерскими программами: "1С:Бухгалтерия 7.7", "Парус";

гибкая система администрирования: назначение прав доступа, как отдельным пользователям, так и группам пользователей, назначение правил контроля менеджеров по продаже, индивидуальные настройки интерфейса каждого пользователя и др.;

встроенный редактор печатных форм, настраиваемые документы, списки, отчеты в редакторах MS Word, MS Excel;

дружественный, понятный интерфейс пользователя.

ТурУчет

Основные функции программы – учет и автоматизация работы в турфирме, оформление и печать пакета документов по выбранному клиентом туру(печать Путевки осуществляется на Вашем типографском бланке формы ТУР-1), учет денег заплаченных оператору и от клиента, построение финансовых отчетов. Вся информация сохраняется в единой базе данных, чтобы несколько менеджеров с разных ПК могли одновременно вносить новые данные, корректировать, и строить отчеты по этой информационной базе данных.

Программа ТурУЧЕТ состоит из следующих компонентов:

1. Главная форма - интерфейс управления программой, откуда вызываются другие формы: список всех клиентов в базе на которых оформлены договора; справочники стран, операторов, менеджеров, и курсов валют; форма работы с отчетами; импорт и общие настройки программы.

2. Карточка клиента содержит реквизиты клиента, ФИО (автоматический транслит в английский), паспортные данные и список туров, в которых участвует клиент.

3. Карточка тура отображает всю информацию по туру, стоимость тура у оператора, сумма и сроки оплаты клиента, список всех участников тура, отчетный месяц, к которому относится тур.

4. Форма ОТЧЕТЫ позволяет отфильтровать внесенные в базу туры по различным критериям, например, по отчетному месяцу, по какому-то оператору, по статусу и др. При нажатии на кнопку - эти данные выводятся в EXCEL . Кроме семи уже настроенных стандартных отчетов, отслеживающих ежемесячное финансовое состояние турфирмы, можно создать любые другие необходимые для анализа информации отчеты.

5. Форма Настройки программы позволяет настроить под нужды агенства печать необходимых шаблонов документов в формате MS Word

6. Форма курсов валют ежедневно накапливает в себе курсы валют, которые автоматически выкачиваются с интернет-сайта банка (возможность скачать курс за любой период). Эти курсы валют в дальнейшем используются для расчета сумм в карточке тура. 7. Форма Фирмы-контрагенты позволяет вести картотеку фирм, с которыми контактирует Ваша компания. У каждой фирмы Вы можете задать свой "Статус" по которому впоследствии группироватьсписок.

8. Форма ЗАТРАТЫ позволяет вести учетные записи по текущим затратам в фирме(покупка нового оборудования и т.п.). В конце месяца есть возможность добавить из справочника постоянных затрат(зарплата сотрудникам, аренда, телефон и пр.) в текущий отчетный месяц и также вывести данный в виде отчета в EXCEL.

9. Возможность ежемесячного АРХИВИРОВАНИЯ позволяет Вам после того как месяц завершен и построены все отчеты - перенести все данные в АРХИВНУЮ базу данных, которая находится, например, на съемном носителе (флешка).

10. Возможность синхронизации ссылок в папке "Избранное" между компьютерами в сети, где установлен ТурУЧЕТ позволяет на всех Ваших ПК видеть одинаковый список "Избранного" в браузере Internet Explorer.

Комплекс "МАСТЕР-АГЕНТ"

Предназначен для автоматизации деятельности туристического агентства.

Программа позволяет:

получать ценовые предложения туроператоров в автоматическом режиме;

производить подбор заказа (по цене, продолжительности и т.п.);

оформлять путевки как пакетные, так и индивидуальные;

производить печать документов (путевка ТУР-1, лист бронирования, договор об обслуживании и т.п.);

производить обмен данными о ходе бронирования с туроператором;

производить прием платежей;

вести базу данных постоянных клиентов.

К особенностям программы относятся:

возможность работы как в однопользовательском (локальном), так и в сетевом режиме;

нет необходимости в заполнении справочников перед началом работы с программой;

возможность подключения дополнительных отчетных форм;

простой, интуитивно-понятный интерфейс в стиле Windows XP.

Программа рассчитана на пользователя, имеющего начальные навыки работы с Microsoft Windows и Office. Никаких специальных технических знаний для работы с программой не требуется.

Для прогнозирования (обычно краткосрочного) изучают динамику изменения показателей за ряд прошедших периодов и переносят тенденции на ближайшую перспективу. Этот метод имеет свои особенности в сфере туризма и состоит в разложении первоначальных объемов реализации на четыре составляющие: тренд, цикл, сезон и случайные факторы, а затем в их объединении, чтобы спрогнозировать коммерческий сбыт.

Тренд - это основная тенденция движения (роста или снижения) объемов продаж, происходящего в результате основных изменений в численности населения, формировании капитала и технологии и других глобальных факторов. Для нахождения тренда строится график динамики изменения объемов реализации во времени в виде прямой, ломаной или кривой линии.

Цикл - это период среднесрочной волны движения объемов продаж, являющейся результатом изменений в общей экономической и конкурентной активности.

Сезон - это характеристика последовательного типа еженедельных, ежемесячных или ежеквартальных изменений объемов реализации в пределах одного года.

В гостиничном бизнесе о сезонных изменениях обычно судят на основе года, нескольких лет, но также важны и еженедельные и даже почасовые изменения объемов продаж. Сезонный компонент может быть связан с погодными факторами, праздниками и торговыми обычаями.

Случайные факторы включают различные непредвиденные (или форс-мажорные) обстоятельства: причуды клиентов, забастовки, стихийные бедствия и др. Эти компоненты являются непредсказуемыми и не должны включаться в список привлекаемых факторов, чтобы получить объективную картину обычного движения продаж. Большинство этих случаев не может быть предсказано, но некоторые, такие как снежные бури и забастовки, все-таки поддаются краткосрочному прогнозированию.

Метод скользящего среднего значения. К другому методу прогноза относится метод скользящего среднего значения. Скользящее среднее значение - это среднее число из ряда предыдущих периодов, которое может быть использовано для прогнозирования продаж в течение следующего периода. Ограничение скользящих средних значений означает, что среднее значение прошлого периода имеет тот же вес, что и в текущем периоде.

Метод экспоненциального сглаживания. Если наблюдаемые явления (спрос) имеют резкие скачки, но с небольшой амплитудой, то используют метод экспоненциального сглаживания. Экспоненциальное сглаживание - простая, но полезная математическая техника, которая позволяет оценить последние периоды во взвешенном виде. В ряде случаев необходимо анализировать (и прогнозировать) не один, отдельно взятый показатель, а их совокупность. Это можно сделать, например, с помощью метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации.

Метод финансовой «пробки». В процессе финансового прогнозирования для разработки прогнозного баланса используют также метод финансовой «пробки». Метод финансовой «пробки» включает:

  • - прогнозирование направлений и динамики роста активов - имущественного потенциала, запасов и затрат и т. д.;
  • - планирование роста источников покрытия активов (источников финансирования) - прибыли, кредитов, изменения дивидендной политики и т. д.;
  • - оценку последствий использования различных источников финансирования;
  • - обеспечение сводимости прогнозного баланса.

Кроме приведенных нами методов прогнозирования, на сегодняшний день существует целое множество иных различных подходов (методов) прогнозирования, при этом каждый из них обладает своими существенными достоинствами и недостатками. На практике в туризме все методы прогнозирования могут дополнять друг друга, а, соответственно, могут использоваться совместно.

Метод сценариев. Наиболее значимым методом прогнозирования в сфере туризма можно назвать метод сценариев - это одно из средств для организации прогнозирования развития туристского предприятия и использования его потенциалов с точки зрения преодоления проявления возможных негативных тенденций (рисков) в финансовом аспекте деятельности предприятия, объединяющий как качественный, так и количественный подходы.

Сценарий определяется авторами как модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии необходимо определять основные факторы, которые должны быть приняты во внимание с указанием, каким образом они могут повлиять на предполагаемые события.

Необходимо составлять несколько альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, таким образом, - это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего. Наиболее вероятный вариант сценария необходимо рассматривать в качестве базового, на основе которого и должны приниматься соответствующие решения. Другие варианты сценария, таким образом, должны рассматриваться в качестве альтернативных и планироваться в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария. Сценарии должны представлять собой описание событий и оценки показателей и характеристик во времени.

Важность использования данного метода на предприятиях туризма следует рассматривать в том, что:

  • - он является эффективным средством преодоления традиционного мышления;
  • - это анализ быстро меняющегося настоящего и будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изолированном использовании частных методов прогнозирования. Поэтому сценарий отличается от простого прогноза;
  • - он является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов.

Использование сценарного прогнозирования в сфере туризма в условиях рынка способно обеспечить:

  • - лучшее понимание ситуации, его эволюции;
  • - оценку потенциальных угроз;
  • - выявление благоприятных возможностей;
  • - выявление возможных и целесообразных направлений туристской деятельности;
  • - повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.