Что можно улучшить в общественном транспорте. Что можно улучшить в работе общественного транспорта. Построение процесса согласования внерегламентных заявок

Интересное исследование провели в феврале 2009 года преподаватели и студенты Камышинского технологического института: выполняя поручение мэрии, они проанализировали работу «государственного» общественного транспорта таблично-опросным методом. Десятки добровольцев в течение нескольких дней очно общались с пассажирами в салонах автобусов, задавая вопросы и заполняя таблицы. В ходе обработки обширного собранного материала был получен целый ряд важных показателей, характеризующих пассажиропоток, загруженность транспорта и др.

Так, в зимнее время автобусы автоколонны № 1733 ежедневно перевозят от шести (по выходным) до восьми (в разгар рабочей недели) тысяч пассажиров, из которых около 37 % льготники - пенсионеры, студенты, школьники. Средняя дальность поездки – 5 остановок, или 3,5 км. Наиболее востребованными у камышан являются остановки «Горрынок», «Универмаг», «Октябрьская», количество входящих и выходящих пассажиров на них максимально. Самыми популярными остаются маршруты № 1, 5у, 7.

Анализируя ориентировочные показатели ежемесячных доходов и расходов автоколонны, исследователи пришли к выводу, что при существующей организации автотранспортное предприятие, вероятнее всего, будет убыточным. Необходимо искать и использовать различные пути повышения рентабельности. Такими путями могут стать, например, переход к гибкому расписанию движения автобусов с учетом неравномерности пассажиропотока в разное время суток, то есть оптимизация расписания движения, обновление автобусного парка по принципу отказа от крупногабаритных автобусов, внедрение современной системы дистанционного диспетчерского контроля и т.п.

Участвуя в опросе, пассажиры делились и собственными предложениями по улучшению качества работы общественного транспорта: в частности, респонденты высказывались за увеличение числа автобусов практически на всех направлениях, за необходимость обязать автоколонну более четко соблюдать график движения, за введение нового маршрута «5 микрорайон – Мясокомбинат», за организацию движения государственного транспорта на маршруте № 20 и др.

На прошлой неделе руководство КТИ представило подробный отчет о проведенной научно-исследовательской работе специалистам администрации города. Глава Камышина Александр Чунаков предложил для получения более объективной картины провести аналогичные замеры в мае и тщательно просчитать экономику и эффективность перевозок. «Администрация должна быть уверена, что каждый бюджетный рубль, направляемый транспортникам в виде дотаций, используется с полной отдачей, - объяснил он . – Если для этого необходимо использовать какие-то другие, более современные, схемы организации обслуживания пассажиров, будем их перенимать у других регионов и использовать».

Ставрополь, 20 февраля - АиФ-СК. Проезд в автобусах и маршрутках столицы края в очередной раз подорожал на два рубля. Между тем качество его работы оставляет желать лучшего. О том, что можно было бы изменить и почему это не происходит, мы беседуем с руководителем общественной организации «Комитет общественной безопасности» по Ставрополью Дмитрием Федосеевым, который распространил «открытое письмо» с требованием наконец-то обратить внимание на острую проблему.

Дмитрий, вы уже неоднократно обращались и к краевым, и к городским властям по этому поводу. Почему же вас не слышат?

Да, мы писали по этому поводу уже неоднократно. Ознакомившись с ответом на письмо в адрес губернатора Ставропольского края опубликованное в электронной информационной системе «Демократор» с предложениями по улучшению транспортного обслуживания населения Ставрополя, становится ясно, что комитет городского хозяйства администрации краевой столицы не видит для этого возможности. Мы же предлагали перейти от маршруток к автобусам.

Указана основная причина — ориентирование на извлечение прибыли при осуществлении коммерческой деятельности перевозчиками. Соглашаясь в том, что для частных перевозчиков вопрос рентабельности стоит на первом месте, нельзя согласиться с тем, что и для муниципального перевозчика она тоже на решающем месте.

Каждый житель города платит налоги, в том числе и на содержание городского муниципального транспорта. А это значит, что он и вправе получать современный, исправный, чистый транспорт необходимого класса вместимости по установленному графику, учитывающему интересы большинства горожан, по наиболее значимым, связывающим все районы города и социально значимые объекты, маршрутам.

Хочу напомнить, что «городские маршруты должны обеспечивать транспортную связь жилых и промышленных районов города, связь с предприятиями культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения, вокзалами, аэропортами, станциями, платформами, пристанями и т.п.» (п. 12 Временных Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации от 29.09.97). Безосновательным является и заявление о низкой доходности «перевозочного бизнеса», который облагается налогом по упрощенной схеме. По сути, это уже нечестная конкуренция с муниципальными перевозчиками.

- Каковы же ваши главные претензии к городским «колесам»?

Политика увеличения «мелкого» общественного транспорта на и без того загруженных городских магистралях приводит только к снижению невысокого качества обслуживания пассажиров и росту недовольства среди автомобилистов.

Закупленные за эти 4 года автобусы и троллейбусы используются неэффективно из-за отсутствия надлежащего ухода, частых поломок, отсутствия надлежащей ремонтной базы и запасных частей.

- Что бы вы поменяли на городских маршрутах?

Долгое время маршрут № 29М не справлялся с пассажиропотоком из нового микрорайона «Перспективный», однако решение запустить автобусы было принято относительно недавно.

Продление маршрута № 8 в микрорайон «Перспективный», который обслуживается исключительно автобусами особо малой вместимости, не позволяет комфортно выезжать жителям микрорайона на улицы Ленина и Мира.

Безусловно, как бизнес, частные перевозки не должны быть искоренены. Речь идет о том, что должно увеличиваться количество автобусов и троллейбусов на загруженных маршрутах с максимальной нагрузкой в часы-пик, восстанавливаться и оптимизироваться их маршрутная сеть. Ничего не мешает частникам обслуживать маршруты с низким пассажиропотоком (что адекватно для категории вместимости ГАЗелей) или работать в ранее и позднее время. А на загруженных маршрутах работать как вспомогательный транспорт, например, в дневное время, когда интервалы автобусов и троллейбусов увеличиваются. Коммерческим перевозкам должна быть возвращена их основная роль - вспомогательный транспорт повышенной комфортности, а автобусам большой вместимости и троллейбусам отдана основная роль в перевозке пассажиров.

Вопрос о восстановлении троллейбусного маршрута № 6 или № 10 уже поднимался неоднократно, однако с мертвой точки дело не двигается по сей день. В СМУТП уже поступало предложение о закрытии маршрута № 5, в связи с его минимальной социальной значимостью и замене его на автобусный маршрут №19, а подвижной состав «перекинуть» на маршрут № 6.

Кстати, во время сбора подписей за возобновление обслуживания маршрута троллейбуса № 6 поставило подписи более 1000 потенциальных пассажиров из числа жителей Промышленного района.

Кроме того, в пиковые часы основную нагрузку на автобусных маршрутах № 12 и №13 принимают на себя ПАЗы и дублирующие маршруты маршрутных такси № 12, №13, №43, а не автобусы большой вместимости. На маршруте № 12 их всего 3 «от силы» и ни одного муниципального, а на маршруте № 13 они подходят к остановкам с неоправданно большими интервалами, «пропуская» «часы пик», особенно вечерние, следуя «в гараж» без пассажиров.

Тема

Улучшение эффективности общественного транспорта

Введение

На сегодняшний день мы имеем дело с разными трудностями во многих отраслях экономики, которые задевают большое количество аспектов с разных точек зрения. Одним из важных аспектов является инфраструктура города. Многие отзываются негативно, хоть и не знают с чем имеют дело. Для начала, что же такое инфраструктура? Инфраструктура представляет собой совокупность обслуживающих компаний, обеспечивающих функционирование города.

Одним из множеств проблем инфраструктуры можно назвать нерациональное использование общественного транспорта. Оно приводит к разным проблемам, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Меня заинтересовала эта тема тем, что проблемы с общественным транспортом в нашем городе решаются очень низким темпом. Это типичные проблемы, как комфорт или скорость. Также использование общественного транспорта большим количеством людей снижает количество заторов на дорогах нашего города. Уменьшение количества автомобилей на дорогах города приводит к меньшему выбрасыванию выхлопных газов в воздух, тем самым очищая экологическое состояние города.

Увеличение спроса на общественный транспорт увеличит и предложение от “продавцов”, предоставляющих услуги автобусных парков. Тем самым возрастет количество предпринимателей, занимающихся перевозкой

пассажиров и начнется конкуренция, которая породит улучшение сферы транспорта.

Тема является актуальной, так как в Казахстане по количеству населения преобладает средний класс, простые рабочие, которые выезжают утром рано на работу, паркуют свой любимый автомобиль. В одно время заканчиваются места для парковки и приходится нарушать правила дорожного движения. Знания можно будет применить в автобусных парках городов, как предложение для увеличения числа клиентов, остановках, где можно поставить более удобные вещи для более спокойного ожидания автобуса, в сфере экономики, как развивающийся бизнес-проект, правилах дорожного движения, для уменьшения количества нарушений гражданами, конструировании общественного транспорта, для нахождения идеальной конструкции для автобуса и развития производства в Казахстане, и многих других сферах инфраструктуры города.

Цели

  1. В чём заключаются главные проблемы и из-за каких факторов людям не нравится ездить в общественном транспорте?
  2. Какие минусы имеет “на своём борту” общественный транспорт в сфере комфорта?
  3. Какие преимущества мы имеем или можем добиться на сегодняшний день?
  4. Как увеличить число положительных отзывов от пассажиров (плюсов) общественного транспорта?

Первый вопрос описывает главные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сразу же при входе в автобус. Например: грязь, малое количество места, сломанные электроприборы, маленькое количество места и др.

Во втором вопросе я хотел бы описать более подробные минусы, такие как техническое состояние автобуса, персонал, обеспечивающий перевозку пассажиров, состояние посадочных мест и нерациональное распределение места в самом автобусе. Также, одной из идей было решение проблемы перевозки разновозрастных категорий и беременных женщин.

Все же, кроме минусов мы встречаемся и с плюсами, которые можно доработать и усовершенствовать. Что меня радует в наших “маршрутках” - точный график расписания прибытия, но его можно усовершенствовать, взяв в объектив остановки, на которых не написано это самое расписание.

Последний вопрос подробно раскрывает тему, так как здесь будет объединение всех проблем, с последующим поиском и путями решения. Точнее говоря, вся суть темы заключается в этом вопросе, так как здесь будут рассматриваться предложения, которые увеличат эффективность и комфорт общественного транспорта, которые помогут увеличить количество пассажиров и уменьшить число отрицательных отзывов.

Мы продолжаем серию материалов о том, как можно повысить эффективность работы общественного транспорта во Владимире. Мы уже рассказали о возможности введения и (далее ОТ). Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что можно сделать с точки зрения организации владимирских остановочных пунктов ОТ, причем в короткие сроки и без значительных затрат.

Заранее поясним, что обязательный к исполнению в соответствии с федеральным законом "О техническом регулировании" №184-ФЗ техрегламент "Безопасность автомобильных дорог" говорит лишь о том, что в местах остановок общественного транспорта при проектировании автомобильных дорог должны предусматриваться посадочные площадки или павильоны . При этом в перечень стандартов в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного техрегламента входит ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования ". Именно этот документ раскрывает тему организации остановочных пунктов гораздо более широко (см. раздел 5.3.3). Так вот некоторые из рекомендаций, приведенных ниже, будут идти вразрез с этим национальным стандартом. Однако это не значит, что мы его не знаем, как раз-таки наоборот. Просто, как уже сказано ранее, будучи национальным стандартом (а не техрегламентом), в соответствии со п. 2 ст. 15 федерального закона "О техническом регулировании", этот ГОСТ носит добровольный характер. И в этом случае (как и во многих других) мы считаем, что ГОСТ вполне можно изменить, опираясь на более удачную мировую практику, или просто его не использовать - никакого наказания для наших властей и подрядчиков за это не предусмотрено.

Какой же план действий в сфере улучшения наших остановок общественного транспорта мы предлагаем?

1. Удлинение остановочных площадок.
Очень часто во Владимире можно видеть, как автобусы и троллейбусы выстраиваются друг за другом в ожидании возможности подъехать к остановке. Об одной из причин таких очередей - дублировании маршрутов - мы уже писали в прошлом посте. Но немалую роль в таких "хвостах" общественного транспорта играют плохо организованные посадочные площадки. На ряде улиц, которые сегодня сильно загружены ОТ, они очень коротки и одновременно к ним может подъехать всего 1-2 маршрутных транспортных средства.

Чтобы автобусы и троллейбусы не создавали заторы на подъезде к таким остановкам и не препятствовали движению транспорта (некоторые из таких коротких остановок находятся сразу за перекрестками), посадочные площадки нужно просто удлинить. Такого удлинения давно требуют остановки "Площадь Ленина", "Улица Полины Осипенко", "Руслан и Людмила" (из центра), "Дом культуры молодежи" (из центра). Удлинение следует производить исходя из длины автобуса/троллейбуса и количества одновременно подъезжающих к остановке маршрутных транспортных средств (это можно выяснить, сверив графики движения ОТ по маршрутам, которые теперь согласовывает каждый перевозчик с городской администрацией).

2. Объединение остановок для разных видов ОТ.
Парадоксальная ситуация, когда посадка на троллейбус и автобус разведена по разным частям посадочной площадки, до сих пор наблюдается на обеих остановках "Улица Мира". В таком разделении нет необходимости, однако автобусы и троллейбусы останавливаются здесь на разных концах площадки, а потому вынуждены совершать маневры по объезду друг друга или ждать своей очереди для подъезда к месту осуществления посадки, что существенно влияет на безопасность дорожного движения на этом участке и скорость осуществления высадки-посадки.

Мы уж молчим про бедных пассажиров, которые очень часто садятся на этих остановках после посещения местных продуктовых рынков и вынуждены с огромными сумками в руках метаться с одного конца остановки на другой просто потому, что вместо ожидаемого ими автобуса раньше пришел троллейбус (или наоборот).


3. Ликвидация остановочных карманов.
Возможно, это покажется странным, но организованные во Владимире на ряде остановок карманы в основном доставляют неудобства пассажирам и затрудняют работу ОТ. Очень часто можно наблюдать, что водители автобусов и троллейбусов не подъезжают к остановочной площадке вплотную и останавливаются посредине проезжей части.


Из-за этого повышается риск ДТП с участием пешеходов (ведь пассажиры вынуждены пересекать во время посадки и высадки проезжую часть, что особенно рискованно для маломобильных групп населения), увеличивается время, затрачиваемое на посадку-высадку пассажиров, соответственно уменьшается скорость движения общественного транспорта в целом. И дело не в умственных способностях водителей ОТ и их отказе пользоваться "преимуществами" организованных для них остановочных карманов. Есть причины из-за которых пользоваться карманами неудобно или невозможно, среди них:
- некорректная геометрия "кармана", когда автобус попросту не может встать так, чтобы вплотную подъехать к посадочной площадке;
- состояние дорожного полотна в "карманах";
- запаркованность "карманов" личным автотранспортом в нарушении ПДД;
- риск серьезной задержки движения маршрутного транспортного средства из-за заезда в карман и последующего встраивания в поток (в часы пик на улицах с плотным трафиком это действительно так).
Отдельная история с троллейбусами. Водители троллейбусов игнорируют "карманы" вынужденно, из-за того что контактная сеть в городе до сих пор размещена без учета организации этих самых карманов (насколько далеко висят провода от края остановочного пункта хорошо видно на остановках "ВлГУ" и "Факел").

В целом остановочные карманы - бесполезные, а порой даже вредные для эффективного передвижения ОТ сооружения, на организацию которых, кстати, тратятся немалые деньги. Очень часто такие карманы становятся нелегальными парковками, как это произошло, например с "карманом" на остановке под мостом на Ерофеевском спуске (напомним, что он стоил городскому бюджету более 7 млн рублей). По задумке он должен был освободить правый ряд от ожидающих посадки автобусов. Вместо этого сегодня часть кармана используется как парковка для автомобилей. Аналогично постоянно используется и часть кармана на остановке "Владимирский химический завод", в связи с этим автобусы и троллейбусы вынуждены объезжать припаркованные автомобили, что создает дополнительные риски для безопасности дорожного движения здесь.


В развитом мире для удобства пассажиров и повышения эффективности ОТ сооружаются как раз-таки не карманы, а остановочные выступы. Они позволяют избежать парковки авто в границах остановки и увеличивают пространство тротуара в тех случаях, когда его недостает для организации полноценной зоны ожидания транспорта. Думаем, что в порядке эксперимента такие выступы можно было бы соорудить на остановках по улице Нижняя Дуброва, где правый ряд проезжей части практически всегда запаркован автомобилями.


4. Ремонт дорожного полотна на подъездах к остановкам.
Понимаем, это предложение звучит банально, ведь очевидно, что ремонтировать нужно не только подъезды к остановкам, но и все дорожное полотно. Но живем мы в таких реалиях, где часто стоит выбор, какой участок дороги стоит отремонтировать в первую очередь. Поэтому мы бы рекомендовали городским властям обратить особое внимание на состояние дорожного полотна около отдельных остановок. Из-за ям и выбоин водители не могут подъехать вплотную к остановочной площадке, что соответственно влияет на безопасность пассажиров и скорость движения общественного транспорта.

5. Грамотное расположение остановочных павильонов.
Еще одно возможное улучшение, на которое следует обратить внимание, - размещение остановочных павильонов. Сейчас наблюдается ситуация, когда на некоторых остановках павильоны установлены в самом конце остановочной площадки.


В случае остановки для высадки-посадки пассажиров у остановочного павильона первый же автобус блокирует возможность осуществить посадку другим транспортным средствам. В результате используется только 30% возможностей существующей площадки, что замедляет движение общественного транспорта. Поэтому следует перенести остановочные павильоны в начало остановок, а при имеющейся возможности - удлинить их на всю посадочную площадку. Ведь по понятным причинам пассажиры группируются около остановочных павильонов не только в ненастную погоду, когда павильон служит укрытием, а вообще всегда.

***

Завершая наш топ-5 мероприятий по улучшению остановок ОТ, хочется сказать, что вполне возможно, этот перечень можно расширить, и, например, дополнить его и рядом других мероприятий - от изменения дизайна/конструкции остановок (на многих из них сейчас неприятно находится) до организации перехватывающих парковок возле основных транспортных узлов. Как это повысит эффективность ОТ? Все просто: любые улучшения в этой сфере будут мотивировать горожан пользоваться автобусами и троллейбусами чаще.

Когда мы уже дописывали этот пост, у нас возникла еще одна идея по улучшению - перенос некоторых остановок ОТ. Конечно, к таким изменениям нужно подходить комплексно, учитывая расположение точек притяжения пассажирского трафика и организацию дорожной инфраструктуры возле остановки в целом. Но такие идеи тоже имеют право на жизнь.

На наш взгляд, одним из примеров, когда перенос остановок мог бы быть оправдан, является организация пересадочного узла "Соборная Площадь - Гагарина - Остановки в Загородный". На сегодняшний день, чтобы сделать пересадку и дойти от остановки "Соборная площадь" до остановки в Загородный, необходимо преодолеть около полукилометра. Перенос остановки "Соборная площадь" со стороны Липок ближе к Дому Дружбы, а с противоположной стороны - к зданию банка, сделал бы этот путь короче. Кроме того, можно рассмотреть возможность реорганизации пространства бывшего разворотного кольца 6-го троллейбуса и перенести туда остановку в сторону Загородного, которая с годами все дальше и дальше перемещается к мосту через Клязьму, что точно не делает пассажиров, перемещающихся на автобусах, идущих за реку, счастливее, а проще говоря, ухудшает их ощущения от использования ОТ.

I Продолжение системной борьбы за работу в едином правовом поле.

До сих пор по улицам Омска ездят нелегальные маршрутные такси, например, отменённого 205-го маршрута и ряда других.
Только системными монотонными ежедневными проверками законности осуществления пассажирских перевозок и принятием соответствующих мер к нарушителям можно «сломать» нелегальных перевозчиков.
http://fotobus.msk.ru/photo/1695922/
http://fotobus.msk.ru/photo/1686696/

Также не лишними будут проверки со стороны УГАДН водителей маршрутных такси на предмет соблюдения режима труда и отдыха. Лично у меня зафиксированных фактов переработки водителей маршрутных такси нет, но, в том числе, по рассказам самих водителей, переработки водителей маршрутных такси есть и они очень серьёзные. А это вопрос безопасности перевозок!

Лично ездил в маршрутных такси с попутным заездом на заправку (без высадки пассажиров), лично видел, как водители маршрутных такси на ходу перекусывают…, что косвенно свидетельствует о том, что режим труда и отдыха водителей может быть нарушен.
Проверка переработок водителей маршрутных такси со стороны УГАДН должна стать нормой. Это облегчит приведение пассажирских перевозок в правовое поле.

Например, в Калининграде проверка частных перевозчиков со стороны мэрии, ГИБДД и УГАДН постоянна, что позволяет сдерживать перевозчиков в рамках закона и ограничивать переработки водителей частного транспорта.
Также следует проводить проверки и легальных перевозчиков на предмет соответствия реального количества транспортных средств на маршруте количеству выданных транспортных карт (заявленному количеству) и применять меры к недобросовестным перевозчикам.

II Разработка единого графика движения общественного транспорта.

Необходима организация ритмичного постоянного транспортного сообщения, с учётом часов пик и пробок.
Приведу два показательных примера, как не надо делать:
1) 30 минут нет никакого транспорта, затем идёт битком переполненная маршрутка, через минуту идёт полупустой автобус, ещё через минуту на треть заполненный троллейбус. Далее 30 минут опять ничего нет. Такая ситуация часто повторяется на правом берегу Иртыша: в сторону левого берега транспорта нет. Затем друг за другом с интервалом в минуту или менее идут: 409 маршрутка, 14 автобус, 7 троллейбус.
2) трамваи маршрутов 4, 8, 9 спешат от конечных из Амурского посёлка, ПО «ПОЛЁТ» и 3-й Разъезд к ост «9 линия» на ул. Лермонтова, где собираются в очередь друг за другом и далее с черепашьей скоростью (менее 5 км/ч) ползут до остановки «ул. маршала Жукова».
Надо получить равномерно распределённые по времени отправление с конечных пунктов и проезд промежуточных пунктов для маршрутов транспорта, трассы и/или направления и/или ключевые пересадочные пункты которых совпадает более чем на 50% . Естественно, при этом надо понимать пиковые нагрузки, их направление и дорожную ситуацию (прогнозируемые пробки).

Конкуренция муниципального транспорта между собой может быть деструктивна; равномерное транспортное предложение, считаю, наоборот, обеспечит больший комфорт для пассажиров, снизит давку(во время давки обилечивание пассажиров крайне затруднено) и создаст комфортную наполняемость салонов. Естественно, в час-пик, когда спрос на транспорт максимален, интервал между отправлениями может быть минимален. В момент минимального спроса, транспорт может вставать на перерыв/обед, но в то же время, думаю, не должно полностью прекращаться транспортное предложение, и транспорт должен равномерно отправляться в рейс, но, с увеличенным интервалом.
Насколько я помню, такой опыт уже был у муниципальных перевозчиков на маршруте №20.

Также следует продумать смену экипажей транспорта на крупных конечных остановках. Так, например, для троллейбусного маршрута №15, возможно, стоит производить смену экипажей не в троллейбусном депо, а на конечной станции. Например, водитель и кондуктор для работы во вторую смену, прибывают на работу не в троллейбусное депо, а на конечную станцию «ул. Гашека», где водитель проходит медика (например, в помещении диспетчерской, или, например, в ПП4) и тут же на конечной принимают подвижной состав. Отработавший экипаж возвращается попутным транспортом в депо. Таким образом, исключается лишний рейс троллейбуса до депо и обратно.
Например, в Новосибирске несколько лет назад смена экипажей трамвая (водителя и кондуктора) производилась прямо на маршруте на остановке «площадь Сибиряков-гвардейцев». При этом суммарное время стоянки трамвая на данной остановке не превышало 40 секунд.

III Приоритет использования троллейбусного и трамвайного транспорта

Суть: на участках маршрутной сети, оснащённых трамвайными и/или троллейбусными линиями приоритетно использование электротранспорта.
Трамваи и троллейбусы являются эффективными видами транспорта с низкими эксплуатационными затратами.
https://fotki.yandex.ru/next/users/vdovinea/album/434032/view/1183168

Структуру затрат наглядно можно увидеть ещё по советским расценкам на проезд в общественном транспорте: трамвай - 3 копейки, троллейбус - 4 копейки, автобус - 5 копеек. Таким образом, трамвай - самый экономичный вид городского транспорта, троллейбус - самый экономичный вид безрельсового городского транспорта. Удельные затраты энергии на проезд 1 км пути у трамвая самые низкие, у троллейбуса - чуть-чуть выше. То же самое утверждается и транспортными учёными (например, Сафронов, Ваксман,…) и данными транспортных предприятий других российских городов (Новосибирск, Екатеринбург, Москва, …).

Также важно помнить, что трамвайные и троллейбусные линии в городе - это произведённые в предыдущие годы большие капиталовложения в создание эффективной транспортной системы. Поэтому максимальная загрузка имеющихся трамвайных и троллейбусных линий в маршрутном движении позволит повысить фондоотдачу капитальных вложений, снизить удельные эксплуатационные расходы, снизить себестоимость пассажирокилометра для транспортных предприятий.

IV Увеличение средней скорости движения общественного транспорта

Суть: пассажир должен быстрее попадать из точки «А» в точку «Б».
Одним из аргументов противников отмены маршруток было то, что маршрутки едут быстрее. И действительно, графики движения муниципального транспорта довольно «тянутые» и включают в себя все возможные задержки в движении транспортного средства от конечной до конечной.

Так, например, в большинстве случаев троллейбус или трамвай в Омске может проехать по маршруту от конечной до конечной в среднем на 15% быстрее, чем заложено в графике движения. Увеличение скорости движения может привести к увеличению количества выполненных рейсов и к увеличению выручки транспортных предприятий.

В отдельных исключительных случаях увеличение скорости движения транспорта может потребовать капитальных затрат: например, на улице Серова возле домов №№ 4а, 6а из-за плохого состояния пути ограничена скорость движения трамваев. Увеличение скорости движения трамваев на этом участке возможно после капитального ремонта пути.

Увеличение скорости движения троллейбусов - в большей мере - дело организационного характера, которое не потребует капитальных затрат.
Помочь увеличить скорость движения троллейбусов сможет сдвижка проводов контактной сети от края проезжей части ближе к центру (например, на проспекте Маркса, где правый ряд зачастую запаркован или завален снегом), что можно осуществить в рамках текущего обслуживания или текущего планового ремонта контактной сети.

Для троллейбуса небольшой резерв увеличения скорости движения также кроется в применении современных скоростных спецчастей контактной подвески, позволяющих троллейбусу проезжать пересечения и примыкания проводов с максимально разрешённой в городе скоростью 60 км/ч.

V Сохранение троллейбусного депо №2:

Сейчас ГЭТ несёт большие затраты на отопление троллейбусного депо №2, порядка 3 млн.руб. в год. В условиях сокращения затрат, на мой взгляд, можно продать 4-ёх этажное здание АБК и отказаться полностью от отопления боксов. Предрейсовый осмотр троллейбусов возможно проводить и без отопления, либо с организацией локального отопления (тепловые пушки в канаве для осмотра, включённые только в период осмотра) в качестве вынужденной меры по сокращению расходов. Обогрев персонала возможно проводить в модуле (контейнере), оснащённым тепловой пушкой.

Также, возможно, стоит рассмотреть автономные системы отопления. Да, они потребуют первоначальных затрат в виде установки пеллетного или газового котла, но потом могут окупиться в виду меньших последующих затрат на отопление.
Продавать веер и производственные боксы, на мой взгляд, глубоко ошибочно. Это ухудшит экономические показатели работы троллейбусных маршрутов №7, 16, 67. Более того, на мой взгляд, левобережная троллейбусная сеть недогружена троллейбусными маршрутами и в перспективе (естественно на основании исследований) возможно введение новых троллейбусных маршрутов, для которых потребуется хранение и обслуживание подвижного состава. И наиболее логично это производить в депо №2.

Текс подготивил Юрий Романовский - Председатель общественного движения